пятница, 30 января 2015 г.

Сказ о том, как тяжело жить детям с техническим складом ума =)

Наткнулась на историю, надеюсь Вас порадует)))
***
Когда мы гостили у родни в Ленинграде, отец повел меня в Исаакиевский Собор. (Там был огромный маятник Фуко, подвешенный под куполом). Отец объяснил, что ходящий туда-сюда маятник доказывает вращение Земли. Бабушка-служительница терпеливо подкладывала вертикальные палочки по циферблату, а маятник их сбивал. Я спросил, когда, наконец, начнет вращаться Земля? Отец ответил: крутится не Земля, а плоскость, в которой болтается маятник. А при чем тут Земля? Это очень просто… Некоторое время отец размахивал руками, потом застыл на полуслове, и сказал, что дома все нарисует.

Дома он дал мне книжку. Из нее я ничего не понял. Я решил сделать свой собственный маятник. Я подвесил свинцовое грузило леской к люстре. В книжке была гравюра: Фуко залихватски стоял в Пантеоне, и широким жестом отрезал тонюсенькую веревочку, привязанную к отклоненному шару. Я расставил костяшки домино по полу. Перерезал веревочку. Отпущенный маятник завертелся, мгновенно сбив половину палочек. Постепенно колебания погасли. Ничего похожего на Исаакиевский собор не получилось. Я пожаловался отцу. Он сказал, что мой домашний маятник работать не будет. Почему? Слишком короткий.
Мы жили на 11-м этаже. Я взял спиннинг и спустил грузик до второго этажа. Спустившись, я взялся за веревочку, оттянул грузик в сторону и отпустил. Я прикинул, что маятник Фуко будет вращаться так медленно, что я успею его остановить, дернув за веревочку до того, когда он дойдет до окон. Мгновенно раздался звон стекла; из разбитого окна показалась физиономия соседа, налитая кровью. В руке он держал грузик с обрывком лески. Он посмотрел вниз. Я крикнул ему, что стекло разбил нечаянно, проверяя вращение Земли.
Сосед промахнулся.
А мог бы и попасть, если бы не вращение Земли!

Если кто забыл, напомню конструктивные особенности)))
Что такое маятник Фуко.
В середине XIX века Жан Фуко изобрёл устройство, которое наглядно демонстрирует вращение Земли. Вначале учёный провёл эксперимент в узком кругу. Позже об этом опыте узнал Луи Бонапарт. В 1851 году будущий французский император Наполеон III предложил Фуко повторить эксперимент публично под куполом Пантеона в Париже.
Во время эксперимента Фуко взял груз весом 28 кг и подвесил его к вершине купола на проволоке длиной 67 м. На конце груза учёный закрепил металлическое острие. Маятник совершал колебания над круглым ограждением, по краю которого был насыпан песок. При каждом качании маятника острый стержень, закреплённый снизу груза, сбрасывал песок приблизительно в трёх миллиметрах от предыдущего места. Примерно через два с половиной часа стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола. За час плоскость колебаний повернулась более чем на 11°, а примерно за 32 часа совершила полный оборот и вернулась в прежнее положение. Фуко таким образом доказал, что если бы поверхность Земли не вращалась, маятник Фуко не показывал бы изменения плоскости колебаний.
(Я себе немного напоминаю по занудству моего любимого героя Шелдона Купера)
Маятник Фуко на Северном полюсе. Ось вращения земли лежит в плоскости колебаний маятника.




Комментариев нет:

Отправить комментарий